SPACE RESEARCH INSTITUTE
RUSSIAN ACADEMY OF SCIENCES

Space Research Institute
Russian Academy of Sciences

Space Science Bridges the Continents

October 11, 2024
Рубрика
Events

При поддержке Института космических исследований России (ИКИ) и участии панамского научного сообщества учёные и инженеры двух стран стремятся создать «мост между континентами», который будет способствовать росту научных знаний, исследованию космоса, развитию международного сотрудничества в области использования космического пространства в мирных целях.

Лого ИКИ CENACEP
Лого ИКИ CENACEP

ИКИ РАН — CENACEP

В период с 1 по 5 октября 2024 г. в Москве, в Институте космических исследований Российской академии наук (ИКИ РАН) состоялась Третья международная конференция по космическому образованию «Дорога в космос». Конференция приурочена к годовщине запуска СССР первого в мире искусственного спутника Земли 4 октября 1957 года.

Один из докладов на конференции был сделан директором Панамского инновационного Центра космической науки (CENACEP) д-ром Маделайне Рохас (Madelaine Rojas).

В своей презентации д-р Рохас подчеркнула, что «участие Панамы в совместных проектах с ИКИ РАН и Россией способствует значительному прогрессу Латинской Америки в космической науке и технологиях. Это сотрудничество открывает новые возможности для подготовки специалистов в таких областях, как астробиология и дистанционное зондирование, а также для участия в научных экспериментах на МКС и в лунных миссиях, укрепляя позицию Панамы как регионального центра космических технологий».

Международное сотрудничество — важная составляющая космической деятельности. Одним из значительных достижений является Международная космическая станция (МКС), состоящая из российского и американского сегментов, созданная при участии 5 космических агентств, объединяющих 15 стран, и более 100 стран-участниц исследований на станции. Развитие образовательных программ и международный обмен научными знаниями в космосе по различным темам, включая исследования на околоземной орбите, исследования Луны, других планет и тел Солнечной системы, играют важную роль в решении глобальных задач.

Сегодня, благодаря цифровым коммуникациям и космическим программам, учёные и студенты могут участвовать в самых разных космических проектах, начиная с курсов космонавтики и заканчивая созданием и запуском космического изделия, например, малого аппарата типа CubeSat. Такие возможности для университетов есть сегодня и на российском сегменте МКС, и в рамках запусков попутных космических аппаратов с российских космодромов.

Тем, кто интересуется исследованиями на орбите, можно порекомендовать ознакомиться с материалами конференции «Наука на МКС», выбрать перспективные для себя направления. Один из интересных примеров — спутник «Чибис-М» для изучения грозовой активности на Земле, выведенный в космос в 2014 г. с МКС с помощью грузового корабля «Прогресс». Проект начинался как инициатива в области космического образования. Результатом проекта «Чибис-М» стали важные научные данные, готовая платформа спутника, а также уникальная баллистическая схема запуска малых спутников в программе МКС.

Впереди — исследования Луны. Вначале сугубо автоматические: лунные миссии «Луна-26» — орбитальный аппарат для дистанционного изучения спутника и «Луна-27» для посадки на поверхность Луны и анализа реголита на месте. В том числе, как продолжение этого направления Россия вместе с Китаем и другими партнёрами активно разрабатывает Международную научную лунную станцию (МНЛС) для исследования Луны с орбиты и в наиболее интересных районах её поверхности.

Вопросы исследования Луны, Венеры, Марса и астрофизики обсуждаются на ежегодном международном Московском симпозиуме по исследованиям Солнечной системы, который проходит в Москве в смешанном формате (очно и дистанционно) в середине октября (язык симпозиума – английский).

Дмитрий Зарубин, ведущий инженер ИКИ РАН, отметил, что «в ходе уже состоявшейся конференции по космическому образованию «Дорога в космос» я и мои коллеги – представители ведущих российских вузов, научных институтов и предприятий, были рады услышать доклад д-ра Маделайне Рохас о космическом образовании и об интересе к космическим исследованиям в Панаме и других странах Латинской Америки. Доклад показал, что ведётся большая работа, которая создаёт хорошие возможности для развития сотрудничества в космосе, в самых разных направлениях – космическое образование, научные исследования на околоземной орбите и Луне, дистанционное зондирование Земли. Будем рады видеть коллег из Панамы и других стран Латинской Америки в числе участников российских научных конференций, российских проектов в области исследования космоса».


 

Дмитрий Зарубин — ведущий инженер ИКИ РАН и приглашённый профессор на курсе «Управление жизненным циклом космических систем и интеграция космических программ» в Московском авиационном институте (МАИ). Д. Зарубин занимается вопросами научной, программной и международной интеграции автоматических и пилотируемых космических миссий.

Маделайне Рохас (Madelaine Rojas) — директор Панамского инновационного Центра космической науки (CENACEP) и профессор в Университете Панамы. М. Рохас активно участвует в интеграции образовательных и научных программ в области космонавтики, продвигая проекты и инициативы по популяризации астрономии и космических наук в Латинской Америке.

Дополнительная информация