ИНСТИТУТ КОСМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

Институт Космических исследований
Российской Академии Наук

Космическая наука соединяет континенты: Россия и Панама продвигаются в проектах по исследованию космоса и образованию

11 октября 2024
Рубрика
События

При поддержке Института космических исследований России (ИКИ) и участии панамского научного сообщества учёные и инженеры двух стран стремятся создать «мост между континентами», который будет способствовать росту научных знаний, исследованию космоса, развитию международного сотрудничества в области использования космического пространства в мирных целях.

Лого ИКИ CENACEP
Лого ИКИ CENACEP

ИКИ РАН — CENACEP

В период с 1 по 5 октября 2024 г. в Москве, в Институте космических исследований Российской академии наук (ИКИ РАН) состоялась Третья международная конференция по космическому образованию «Дорога в космос». Конференция приурочена к годовщине запуска СССР первого в мире искусственного спутника Земли 4 октября 1957 года.

Один из докладов на конференции был сделан директором Панамского инновационного Центра космической науки (CENACEP) д-ром Маделайне Рохас (Madelaine Rojas).

В своей презентации д-р Рохас подчеркнула, что «участие Панамы в совместных проектах с ИКИ РАН и Россией способствует значительному прогрессу Латинской Америки в космической науке и технологиях. Это сотрудничество открывает новые возможности для подготовки специалистов в таких областях, как астробиология и дистанционное зондирование, а также для участия в научных экспериментах на МКС и в лунных миссиях, укрепляя позицию Панамы как регионального центра космических технологий».

Международное сотрудничество — важная составляющая космической деятельности. Одним из значительных достижений является Международная космическая станция (МКС), состоящая из российского и американского сегментов, созданная при участии 5 космических агентств, объединяющих 15 стран, и более 100 стран-участниц исследований на станции. Развитие образовательных программ и международный обмен научными знаниями в космосе по различным темам, включая исследования на околоземной орбите, исследования Луны, других планет и тел Солнечной системы, играют важную роль в решении глобальных задач.

Сегодня, благодаря цифровым коммуникациям и космическим программам, учёные и студенты могут участвовать в самых разных космических проектах, начиная с курсов космонавтики и заканчивая созданием и запуском космического изделия, например, малого аппарата типа CubeSat. Такие возможности для университетов есть сегодня и на российском сегменте МКС, и в рамках запусков попутных космических аппаратов с российских космодромов.

Тем, кто интересуется исследованиями на орбите, можно порекомендовать ознакомиться с материалами конференции «Наука на МКС», выбрать перспективные для себя направления. Один из интересных примеров — спутник «Чибис-М» для изучения грозовой активности на Земле, выведенный в космос в 2014 г. с МКС с помощью грузового корабля «Прогресс». Проект начинался как инициатива в области космического образования. Результатом проекта «Чибис-М» стали важные научные данные, готовая платформа спутника, а также уникальная баллистическая схема запуска малых спутников в программе МКС.

Впереди — исследования Луны. Вначале сугубо автоматические: лунные миссии «Луна-26» — орбитальный аппарат для дистанционного изучения спутника и «Луна-27» для посадки на поверхность Луны и анализа реголита на месте. В том числе, как продолжение этого направления Россия вместе с Китаем и другими партнёрами активно разрабатывает Международную научную лунную станцию (МНЛС) для исследования Луны с орбиты и в наиболее интересных районах её поверхности.

Вопросы исследования Луны, Венеры, Марса и астрофизики обсуждаются на ежегодном международном Московском симпозиуме по исследованиям Солнечной системы, который проходит в Москве в смешанном формате (очно и дистанционно) в середине октября (язык симпозиума – английский).

Дмитрий Зарубин, ведущий инженер ИКИ РАН, отметил, что «в ходе уже состоявшейся конференции по космическому образованию «Дорога в космос» я и мои коллеги – представители ведущих российских вузов, научных институтов и предприятий, были рады услышать доклад д-ра Маделайне Рохас о космическом образовании и об интересе к космическим исследованиям в Панаме и других странах Латинской Америки. Доклад показал, что ведётся большая работа, которая создаёт хорошие возможности для развития сотрудничества в космосе, в самых разных направлениях – космическое образование, научные исследования на околоземной орбите и Луне, дистанционное зондирование Земли. Будем рады видеть коллег из Панамы и других стран Латинской Америки в числе участников российских научных конференций, российских проектов в области исследования космоса».


 

Дмитрий Зарубин — ведущий инженер ИКИ РАН и приглашённый профессор на курсе «Управление жизненным циклом космических систем и интеграция космических программ» в Московском авиационном институте (МАИ). Д. Зарубин занимается вопросами научной, программной и международной интеграции автоматических и пилотируемых космических миссий.

Маделайне Рохас (Madelaine Rojas) — директор Панамского инновационного Центра космической науки (CENACEP) и профессор в Университете Панамы. М. Рохас активно участвует в интеграции образовательных и научных программ в области космонавтики, продвигая проекты и инициативы по популяризации астрономии и космических наук в Латинской Америке.

Дополнительная информация