SPACE RESEARCH INSTITUTE
RUSSIAN ACADEMY OF SCIENCES

Space Research Institute
Russian Academy of Sciences

Into the Arctic With Three Ships

May 31, 2024
Рубрика
Research

Сотрудники ИКИ РАН — участники специальных ледовых наблюдений в Арктике с борта атомного ледокола.

7 мая объединенная группа исследователей в составе Дмитрия Ермакова, Алексея Кузьмина, Василия Тихонова (ИКИ РАН), Екатерины Афанасьевой (ААНИИ, ИКИ РАН) и Владимира Котельникова (ААНИИ) прибыла в поселок Сабетта на левом берегу Обской губы для участия в совместных специальных ледовых наблюдениях в Арктике с борта атомного ледокола. Наблюдения организованы совместно ААНИИ и ИКИ РАН и одобрены руководством ФГУП «Атомфлот».

Основной задачей участников от ИКИ были радиометрические наблюдения ледяного покрова Карского моря в условиях различной ледовой обстановки. Они нужны для уточнения радиофизических моделей морского льда и накопления статистики подспутниковых измерений.

9 мая в порту Сабетты группа села на ледокольный буксир «Юрибей», а затем последовательно перешла на атомный ледокол «Таймыр» и, вечером того же дня, — на атомный ледокол «50 лет Победы». Оба ледокола работали на отрезке пути от Сабетты до выхода из морского канала Обской губы. Затем несколько дней прошло в ожидании возможности пересесть на атомный ледокол «Ямал». И, наконец, вечером 13 мая группа успешно перешла на «Ямал», где объединилась с руководителем совместных наблюдений Сергеем Сероветниковым (ААНИИ).

В течение двух следующих дней «Ямал» выполнял операции в Обской губе, а группа ИКИ РАН разворачивала, тестировала и настраивала аппаратуру. Полномасштабные измерения начались после того, как 16 мая группа вышла в Карское море.

Ядро аппаратуры ИКИ РАН формировал комплект радиометров, позволяющий в основных чертах (частотные каналы, углы визирования) воспроизводить радиотепловые наблюдения спутниковых радиометров SSMIS (США), AMSR-2 (Япония), МТВЗА-ГЯ (Россия). Эти данные используются для восстановления характеристик Арктического ледяного покрова. Таким образом, наземные наблюдения позволяют «проверить» и подтвердить те результаты, которые получают с помощью спутников.

Кроме радиотепловых наблюдений, группа вела синхронные измерения с помощью вспомогательной аппаратуры и видеосъемку. Специалисты ААНИИ проводили измерения с помощью специально разработанного автоматизированного судового телевизионно-метеорологического комплекса и вели круглосуточный журнал ледовых наблюдений с указанием типа, возраста, толщины, сплоченности и других характеристик льда и ряда метеопараметров.

Итог экспедиции: накоплено около 120 часов комплексных наблюдений на трассе, которая охватывает Карское море от Обской губы до мыса Желания (северной точки Новой Земли) и часть Баренцева моря (севернее Новой Земли от мыса Желания до кромки льдов).

К концу мая работы, связанные с проведением подспутниковых наблюдений, были фактически закончены, и ледокол «Ямал» вернулся к работе в Обской губе. Но из-за сложных метеоусловий возникли трудности с возвращением группы. Плановая пересадка 24 мая — снова на ледокол «50 лет Победы», следовавший в Мурманск через Карские ворота, — сорвалась, и сейчас рассматриваются другие варианты возвращения, в первую очередь — через Сабетту.

Сейчас (31.05.2024) группа, находясь в постоянной готовности к переходу на другое судно, занимается первичной обработкой полученной информации, работает над параллельными проектами и — знакомится с повседневной жизнью экипажа атомного ледокола!

3.06.2024: объединенная исследовательская группа вернулась в воскресенье 2 июня.

Работы выполняются в рамках гранта Российского научного фонда №23-17-00161 «Анализ ледовых условий плавания и элементов динамики ледяного покрова в районе Северного морского пути как основа качественных долгосрочных прогнозов» и темы госзадания ИКИ РАН «Мониторинг» №122042500031-8