SPACE RESEARCH INSTITUTE
RUSSIAN ACADEMY OF SCIENCES

Space Research Institute
Russian Academy of Sciences

Satellite Monitoring Of Heavy Fuel Oil Spill Near Kerch Strait on December 15, 2024

December 24, 2024
Рубрика
Research

Утром 15 декабря 2024 г. перед Керченским проливом со стороны Черного моря из-за сильнейшего шторма и высоких волн произошло две аварии с танкерами «Волгонефть-212», который сел на мель и разломился пополам, и «Волгонефть-239», который в результате полученных в шторм повреждений лег в дрейф, а затем сел на мель в 80 метрах от берега за западным пирсом порта Тамань Краснодарского края. На обоих судах находилось 9200 тонн мазута.

Сотрудники ИКИ и Института океанологии им. П. П. Ширшова РАН ведут мониторинг развития ситуации по данным радиолокационного зондирования с помощью спутниковой информационной системы See the Sea, разработанной и поддерживаемой ИКИ РАН.

К 21 часу местного времени (18 часов GMT) 15 декабря ветер со скоростью 16 м/с задул с северо-запада в направлении Анапы, чем объясняется перенос мазута и нефтяной пленки вдоль всего побережья от порта Тамань до пляжей Анапы. Плотность мазута (0,89 – 1 г/см3 при 20°C) примерно соответствует плотности морской воды на поверхности Черного моря зимой (1,013 – 1,015 г/см3), поэтому мазут не утонул, как предполагали многие, а сильным течением и волнением переносился на восток и юго-восток от места аварии, и уже через сутки достиг берега.

К 18–19 декабря ветер изменился на юго-западный со скоростью 13 м/с, затем на южный, что способствовало переносу нефтяного загрязнения на север и северо-восток, что видно на Рис. 1.

Ветер западных румбов, который менялся с юго-западного на северо-западный и наоборот несколько раз, как веером, разносил мазутное загрязнение вдоль всего побережья от порта Тамань до Анапы и даже Утриша, что показано на Рис. 2.

Рис. 1. Фрагмент радиолокационного изображения C-SAR Sentinel-1A, полученного 19 декабря 2024 г. в 15:28 GMT (© ESA). Метками отмечены нос и корма судна «Волгонефть-212», звездочка – положение судна «Волгонефть-239». Координаты судов предоставлены Азово-черноморским филиалом Росморпорта. Здесь видно, что в данный момент из места аварии по-прежнему в воду попадает нефтяное загрязнение, которое под действие юго-западного ветра несет в район порта Тамань
Рис. 2. Фрагмент радиолокационного изображения RSM3 (RadarSat Constellation Mission – 1), полученного 19 декабря 2024 г. в 16:00 GMT (© Government of Canada), район южнее Анапы. Желтая линия оконтуривает нефтяное загрязнение. Области 001 и 002 отмечают наиболее сильные загрязнения. Загрязнения сюда принесло в самые первые дни, но данных радиолокационной съемки за 15–17 декабря нет

22 декабря ветер изменился на юго-восточный, что привело к переносу нефтяного загрязнения в сторону Крыма и загрязнению береговой зоны Керченского полуострова. К 7 утра 23 декабря направление ветра сменилось на западное, именно этим и объясняется вынос мазутного загрязнения от береговой зоны в сторону моря вдоль всего крымского берега в Керченском проливе (см. Рис. 3).

Рис. 3. Фрагмент радиолокационного изображения C-SAR Sentinel-1A, полученного 23 декабря 2024 г. в 03:49 GMT (© ESA). Метками отмечены нос и корма судна «Волгонефть-212»

Вечером 23 декабря ветер изменился на восточный, что может привести уже к загрязнению берега Крыма от Керченского пролива до Феодосийского залива. Именно на этот район следует обратить особое внимание.

Обработка и анализ радиолокационных изображений проводились в спутниковой информационной системе See the Sea, разработанной и поддерживаемой ИКИ РАН. Время на спутниковых изображениях указано GMT (местное время — +0300 GMT). Анализ провели О.Ю. Лаврова (ИКИ РАН) и А.Г. Костяной (ИО РАН), 24 декабря 2024 г.

Дополнительная информация