SPACE RESEARCH INSTITUTE
RUSSIAN ACADEMY OF SCIENCES

Space Research Institute
Russian Academy of Sciences

Journey to the IX Century Made Possible With Space Technologies

August 11, 2022
Рубрика
Research

Можно ли увидеть осыпавшуюся миниатюру IX века под красками XIV века? Можно ли прочитать стертый средневековый текст под новыми строчками? Благодаря совместной работе сотрудников ИКИ РАН и Государственного исторического музея на эти вопросы можно ответить: «Да». «Космические технологии» помогают восстанавливать и делать наглядным прошлое, спрятанное в «угасших» манускриптах и палимпсестах из фондов Музея. Каждый из этих книжных памятников уникален и каждый заставляет по-новому оценить исторические события IX—XV веков.

Один из примеров «угасших» рукописей — Хлудовская псалтырь, уникальный памятник византийского книжного и иллюстративного искусства середины IX века. На выставке «Ночь музеев» в 2021 г. в Государственном историческом музее

Далеко не всегда мы видим исторические предметы такими, какими они были созданы. Существуют так называемые «угасшие» книжные памятники, текст и иллюстрации в которых сохранились так плохо, что их уже нельзя разобрать или даже увидеть. Другой распространенный случай — палимпсесты, или тексты, написанные на листах пергамена, уже бывших в употреблении. Первый рукописный слой смывался или соскребался, и сверху писали новый текст. Так или иначе, но более ранние книжные памятники, кажется, навсегда исчезают для следующих поколений.

Впрочем, как выясняется, не полностью. В прошлом, XX веке историки нашли способы «увидеть невидимое», и это выражение не совсем метафора. «Видимым светом» в физике называют диапазон электромагнитного излучения, который воспринимает человеческий глаз. Он довольно мал, и в нем, действительно, «разглядеть» прошлое книжных памятников невозможно. Но если немного расширить возможности глаза с помощью специального освещения, детекторов и компьютерных технологий, то оказывается, что «прошлое даже не прошло».

Метод мультиспектральной фотосъёмки, говоря упрощенно, заключается в том, чтобы сделать несколько фотографий объекта (в данном случае — книги) при последовательном освещении светом с разными, но четко определенными длинами волн.

Дело в том, что два цвета, которые нам кажутся одинаковыми, могут давать разные вещества, содержащиеся в красках. В видимом диапазоне эту разницу понять невозможно, но при детальном исследовании спектра отраженного ультрафиолетового излучения она хорошо заметна. Кроме этого, чернила, нанесенные в разное время, проникают в материал на разную глубину, и это будет заметно, например, на снимках в инфракрасном освещении, которое проникает глубже, чем УФ- или видимый свет. Можно варьировать и угол освещения, это помогает видеть неровности поверхности и восстанавливать рисунки или надписи.

Научная мультиспектральная съёмка возникла в первой половине ХХ в. С началом космической эры она начала активно применяться для наблюдений Земли из космоса, поскольку даёт очень важную информацию о том, происходит на нашей планете, например о пожарах или растительности.

Первый этап — фотография объекта, но не менее важен и второй этап, обработка полученных изображений. Полученные снимки необходимо правильно обработать, и лучше всего — автоматически, чтобы в распоряжении историка попадали уже «очищенные» изображения, из которых легче получить полезную информацию.

В ИКИ РАН давно работают и с мультиспектральными изображениями, и с алгоритмами их обработки. Продолжением этих исследований стало сотрудничество с Государственным историческим музеем по визуализации утрат в памятниках средневековой письменности с помощью макро- и мультиспектральной съёмки, которое официально началось в 2017 году.

За пять лет совместной работы удалось сделать очень много — восстановить почти угасший прижизненный портрет Ивана Грозного на «обложке» первопечатного Апостола 1564 г.; визуализировать и расшифровать глаголические богослужебные тексты, скрытые под более поздними кириллическими; уточнить даты создания двух новгородских рукописных памятников XIII века. Исследователям удалось поработать и с берестяными грамотами, и даже с рукописями П. И. Чайковского. Некоторые документы требуют больше времени на расшифровку, чем другие, поэтому работа над многими сейчас в самом разгаре.

Хлудовская Псалтырь. Константинополь, середина IX в. Л. 1 об. Фронтиспис. Изображение ГИМ

К таким документам относятся, в частности, Хлудовская псалтырь, уникальный памятник византийского книжного и иллюстративного искусства середины IX века, и греческий палимпсест IX века, скрытый под текстом XII века.

Хлудовская псалтырь — памятник середины IX века, выполненный в Византии («Хлудовской» она названа по фамилии одного из ее первых владельцев – купца А. И. Хлудова). Рукопись относится к типу «маргинальной псалтыри», то есть псалтыри с иллюстрациями на широких полях.

Именно иллюстрации особенно интересны. Хлудовская Псалтырь создавалась сразу же после длительного периода иконоборчества (оно продлилось, с перерывами, с 726 г. до 843 г.) и сегодня представляет для нас один из первых образцов возрождающейся христианской художественной традиции. Подобных ей памятников буквально единицы: один из них хранится на Афоне, второй — 40 листов, которые находятся в Парижской библиотеке. Из них именно Хлудовская Псалтырь наиболее богато украшена — она содержит 209 иллюстраций на широких полях кодекса, поэтому представляет уникальный материал для исследователей ранней иконописи.

К сожалению, уже к XIII–XIV векам часть миниатюр осыпалась, а текст угас. Поэтому Псалтырь была поновлена: текст был полностью переписан поверх старого, а многие миниатюры покрыты новым слоем живописи. Масштаб «поновления» изображений оказался таким, что часть исследователей была склонна относить этот памятник не к IX, а уже к XIV веку.

Благодаря мультиспектральной съемке и обработке полученных фотографий удалось не только «проявить» оригинальные изображения, но даже обнаружить подготовительный рисунок, предварявший изготовление основной иллюстрации.

Угасшие и почти исчезнувшие рисунки лучше всего проявляются в ультрафиолетовом диапазоне.

Используя при съемке инфракрасный диапазон, можно попытаться различить живописные слои, созданные в разное время. Причина, видимо, в том, что в IX и XIV веках использовались пигменты разного состава.

Благодаря этим открытиям историки, в частности, смогли понять, каким образом развивалась иконографическая традиция изображения Воскресения Христова — «сошествия во ад». На трех разных миниатюрах Псалтыри можно видеть три разных варианта трактовки этого центрального для христианина события. Ад на миниатюрах показан в образе великана — языческого бога Силена, однако его положение и расположение других персонажей, а также цвета различаются. Третья миниатюра сохранилась лишь частично, так что изображение собственно ада оказалось утрачено, но благодаря мультиспектральной съёмке его удалось «увидеть»: Силен на этом рисунке сидит на Земле, а голову его попирает воскресший Христос. По мнению исследователей, мы, фактически, стали свидетелями творческих поисков древних иконописцев, которые в итоге привели к уже известной нам «канонической» иконографии Воскресения.

Если Хлудовская псалтырь — свидетель ранней истории иконописи, то греческий палимпсест — это свидетель того, как средневековые книжники компоновали богослужебные сборники. Верхний слой греческого палимпсеста, который хранится в Отделе рукописей ГИМ, представляет собой Лекционарий XII века. Лекционарий — это сборник фрагментов текстов Евангелия, которые расположены согласно порядку церковного года для использования во время богослужений (этим он отличается от текста Евангелия, более привычного современнику, которое расположено «по авторству»).

После обработки листов этого палимпсеста, снятых в ультрафиолетовом диапазоне, в специальной программе методом CVA (метод анализа канонических переменных) открылся нижний смытый текст. Эти листы оказались перепутаны, и после правильного расположения фрагментов удалось установить, что это также Лекционарий, но более ранний, IX века, о чём говорят особенности письма.

Таких ранних Лекционариев в мире осталось очень немного, поэтому новая рукопись представляет большой интерес для исследователей текста Нового Завета. Часто средневековый переписчик мог комбинировать варианты одного и того же текста из разных кодексов, создавая таким образом свой собственный вариант, который затем могли использовать следующие переписчики. Восстановление этого «древа» источников и копий представляет очень интересную и сложную задачу для текстолога, и открытие нового варианта обещает быть очень интересным.

Плюс мультиспектрального метода для исследования исторических памятников в том, что он не требует очень сложного оборудования и щадящий для рукописей. Для освещения используются узкополосные светодиоды, для съёмки — модернизированные фотокамеры с усовершенствованной оптикой.

Основой получения нового научного результата стала работа математиков ИКИ РАН, создавших специальную программу «Palimpsest» для обработки полученных в УФ-диапазоне (365 нм) снимков. С её помощью можно проводить автоматическую разметку изображения и отделять «угасшее» или затертое изображение от хорошо видимого.

Сейчас «на счету» исследователей уже несколько средневековых книжных памятников, утраченные тексты или миниатюры которых удалось в той или иной степени восстановить. Можно сказать, что такие исследования в чём-то сродни искусству. Поэтому вполне закономерно, что «за применение методов мультиспектральной фотосъемки для исследования древних рукописей» авторский коллектив сотрудников ГИМ и ИКИ РАН был удостоен премии Центрального федерального округа в области литературы и искусства за 2021 год.

***

Исследования большей части книжных памятников, о которых говорится в статье, выполнены при финансовой поддержке гранта РФФИ 17-29-04476 офи-м «Методы визуализации угасших текстов и другой графической информации в средневековых письменных памятниках (рукописях) с использованием электромагнитного излучения различных спектральных диапазонов и цифровых технологий обработки изображений».

Исследование глаголического палимпсеста (ГИМ, Хлуд. 117) выполнено при финансовой поддержке гранта РНФ 17-18-01399 «Ключевые памятники древности и средневековья из собрания Исторического музея: прочтение неисследованных явлений истории современными естественнонаучными методами».

***

Узнать подробнее о работах и полюбоваться самими памятниками можно в блоге ГИМ:

...пресс-релизах ИКИ РАН:

...и научных статьях:

Дополнительная информация