«Лунная перспектива космонавтики» на XLIII «Королёвских» чтениях

29 января 2019

29 января в Московском государственном техническом университете им. Н.Э. Баумана открылись XLIII Академические чтения по космонавтике, посвящённые памяти академика С.П. Королёва и других выдающихся учёных — пионеров освоения космического пространства». Академик Лев Зелёный, научный руководитель ИКИ РАН, выступил на открытии чтений с пленарным докладом «Луна — седьмой континент Земли».

Лев Матвеевич кратко назвал основные вопросы, которыми задаются исследователи в отношении Луны. Это в первую очередь происхождение нашего спутника. Существует несколько моделей формирования Луны, но среди них пока нет той, которая могла бы дать объяснение всем наблюдаемым фактам — сильному различию средних плотностей Луны и Земли при практически полной идентичности относительного содержания изотопов кислорода, — тому, что породы Луны по сравнению с Землей обогащены титаном, ураном и торием, «несимметричности» её сторон (дальняя сторона Луны имеет гораздо более однородный рельеф, чем обращённая к Земле), существенной разнице наклонений плоскостей орбит Луны и Земли к эклиптике. Наибольшее количество экспериментальных фактов (но не все) объясняет модель «мегаимпакта» — косого столкновения с молодой Землей протопланеты, которую назвали Тейя, размером примерно с современный Марс.

Автоматические и пилотируемые миссии к Луне, которые проводились в 1960–70-е годы дали много информации, но она касалась в основном экваториальных областей нашего спутника. В 1990–2000-е гг. автоматические орбитальные станции открыли ещё одно удивительное свойство Луны — на её полюсах были обнаружены своеобразные «залежи» водяного льда. Его происхождение пока остаётся неопределёнными, и одна из задач будущих лунных миссий— дать ответ на этот вопрос.

«Кроме этого, лунная вода даёт новую перспективу освоения Луны, много возможностей помимо число научных», — подчеркнул Лев Матвеевич. Речь идёт о возможности использовать её для технических целей на возможной обитаемой лунной базе и как источник ракетного топлива. Поэтому новая российская программа исследования и освоения Луны нацелена именно на полярные области.

Эта программа сейчас формируется совместными усилиями Академии наук и ракетно-космической промышленности. Её первый этап — серия автоматических посадочных и орбитальных станций для изучения полярных областей «на месте» и возврата образцов грунта. Первый аппарат — «Луна-25» предполагается отправить в космос в 2021 году. На следующих этапах возможно строительство обитаемой базы и развёртывание экспериментальных научных установок для радиоастрономии, изучения космических лучей, наблюдения Земли и Солнца.

В заключении Лев Матвеевич сравнил Луну с Антарктидой: «В 1820 году с открытием Беллинсгаузена начались история Российской антарктической экспедиции и присутствие нашей страны на шестом континенте Земли. Мы надеемся, что в 2021 году начнётся наше освоение Луны — этого «седьмого континента» нашей планеты, который обещает много новых открытий и возможностей».

Лев Матвеевич также выступил на круглом столе «Проблемы и перспективы освоения Луны», последовавшем за пленарным заседание. В круглом столе участвовали члены-корреспонденты РАН Юрий Батурин и Игорь Бармин, исполнительный директор по пилотируемым космическим программам Госкорпорации«Роскосмос» Сергей Крикалёв, руководитель Лётно-космического центра РКК «Энергия» Александр Калери и другие специалисты ракетно-космической отрасли.

XLIII Чтения по космонавтике продлятся до 1 февраля и включают 22 секции, посвящённые различным аспектам космонавтики.